Лейкемия у детей: симптомы, лечение и психологические проблемы
Лейкемия – это образование очень большого количества незрелых (юных) клеток в спинном мозге и в крови, в некоторых случаях также и в других органах, например, в лимфатических узлах, печени, селезенке, тимусе (вилочковой железе) и в мозгу. Образование нормальных клеток костного мозга, зрелых лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов тяжело нарушено.
В детском возрасте речь почти всегда идет исключительно об острой лейкемии с крайне незрелыми клетками (острая лимфобластная лейкемия, острая миелоидная лейкемия). В очень редких случаях наблюдается хроническая миелоидная лейкемия (3%).
Причины лейкемии крови у детей неизвестны. Вирусная природа заболевания дискутируется, в отдельных случаях оправдываются подозрения на последствия облучения.
Содержание
Основные симптомы лейкемии у детей
Основными симптомами лейкемии у детей являются:
- анемия,
- предрасположенность к инфекциям,
- повышенная температура,
- в некоторых случаях — воспаление слизистой полости рта,
- склонность к кровотечениям,
- боли в костях,
- в некоторых случаях, при поражении головного мозга и мозговых оболочек, — головная боль, рвота и судорожные припадки.
Также признаками лейкемии у детей являютсяувеличение лимфатических узлов, печени и селезенки.
Как проводится лечение детей, больных лейкемией
Лечение детей, больных лейкемией, проводится при помощи:
- клеточных ядов (цитостатиков),
- препаратов кортизона,
- облучения,
- переливания крови,
- в некоторых случаях рекомендована пересадка костного мозга.
Лечение детей с подтвержденными симптомами лейкемии должно проводиться в течение приблизительно двух лет. В 90% случаев через 3—4 недели удается улучшить общее самочувствие ребенка и показатели крови и костного мозга настолько, что, если еще и выявляются лейкемические клетки, ремиссию все же можно считать достигнутой. У 75% детей при этом достигается излечение.
У остальных через несколько месяцев (период возможности проявления рецидива заболевания составляет до четырех лет) следует новый рецидив, что может свести дальнейшую и более усиленную терапию хотя еще и к не совсем безнадежным, но все же несравнимо более скромным результатам и более тяжелому состоянию больного по сравнению с его состоянием после первичной терапии.
Актуальность проблемы лейкемии у детей: психологические трудности
Актуальность проблемы лейкемия у детей стоит чрезвычайно остро. Психологические трудности, которые при жестокости этого заболевания и его терапии ложатся тяжелым бременем не только на больного ребенка, но и на его страдающих родителей, нуждаются в отзывчивом и компетентном помощнике, как во время пребывания ребенка в больнице, так и при проведении последующего амбулаторного лечения.
Для маленьких детей необходимо присутствие вместе с ними в больнице кого-то из родителей, дети старшего возраста и подростки нуждаются в постоянной близости родителей, братьев, сестер и друзей.
Раньше, в связи с подобным диагнозом, возникало лишь чувство полной безнадежности, но в настоящее время появились шансы на излечение. Однако, несмотря на успехи медицины, каждому заболевшему ребенку все равно необходима поддержка близких, потому что ему предстоит пройти очень долгий и тяжелый путь, полный страхов и неуверенности, болей и тяжелого бремени воздействия терапии, которое проявляется, в частности, рвотой и выпадением волос.
Утешение и помощь родителям, стабилизация, прежде всего, состояния матери, которой предстоит пережить страшный диагноз, одновременно являются и помощью ребенку. Через несколько дней остановятся кровотечения, исчезнет температура, вернется аппетит, ребенок откроется для врачей и сестер своей радостной гранью.
В зависимости от степени тяжести заболевания детям все время, с момента установления диагноза до наступления выздоровления, необходимо разъяснять смысл проводимых процедур в соответствии с их уровнем понимания, чтобы обосновать всю предстоящую им нагрузку и сделать их активными участниками своего лечения. У них ни в коем случае не должно появиться чувство безнадежности. И, само собой разумеется, если даже не сбудется надежда на выздоровление, остается еще много возможностей для облегчения страданий малыша.
Для маленьких пациентов необходимо достигнуть такого положения вещей, при котором они могли бы свободно обсуждать свое заболевание, поскольку при открытом высказывании своих проблем появляется чувство уверенности, доверия и невозмутимости и не возникает опасности замыкания ребенка в психологической изоляции. Любая беседа должна вестись в доверительном и открытом тоне.
Некоторые проблемы можно решать, прибегая к ролевым играм (например, с шахматными фигурами) или представляя их в рисунках, проясняя непонятное, обсуждая все вопросы; и, возможно, именно тогда, в ходе дальнейшей опосредованной игры будет найдено верное решение той или иной трудной проблемы.
В принятии труднейших решений лучше, если вместе с ребенком будет участвовать врач, чем его отец или мать, поскольку с чисто психологической точки зрения на подсознательном уровне ребенок и его родители страдают совместно, и это представляет для ребенка эмоциональную трудность.
Родители, отец и мать, могут, со своей стороны, оказать ребенку большую помощь, хотя они должны понять и признаться себе в том, что каждый из них при понятной в данной ситуации общей растерянности проявляет свое отношение до известной степени совершенно по-разному. Мать со своей, как правило, более эмоциональной и наименее дистанцированной, а также более быстрой и окрашенной страхом реакцией, а также со своей более развитой способностью доставлять своему ребенку радость. Большинство отцов, в силу своего более материалистичного мироощущения, стараются скептически относиться как к причинам заболевания, так и к формам его лечения и к прогнозам врачей.
Во многих местах созданы объединения родителей больных детей и их друзей, цель которых — поддержать участников этих объединений в решении повседневных проблем, лучше оборудовать онкологические центры, чтобы облегчить детям бремя пребывания в больнице и лечения и финансировать развитие исследований, направленных на борьбу с лейкемией и раком.